(096) 247-58-58
(063) 939-58-58
(099) 530-58-58
Корзина пуста

Элементом системы зажигания является свеча зажигания. Благодаря ей обеспечивается воспламенение рабочей смеси в двигателе. Несколько типов свечей зажигания существует в настоящий момент. Это дуговые, накаливания, искровые и каталитические. Искровые чаще всего используются в силовых агрегатах современных автомобилей. Поэтому их мы и рассмотрим далее самым подробным образом.

Воспламенение рабочей смеси в двигателе путем искрового заряда – это основное предназначение свечей данного типа. Возникающий между электродами свечи искровой разряд и обеспечивает её воспламенение. Поэтому такие свечи и называются искровыми. Во всех трех видах систем зажигания используются такие свечи: контактной, транзисторной и электронной.

Если говорить о конструкции свечи зажигания, то отметим, что в своем составе она содержит корпус, изолятор, центральный электрод и контактный стержень. Благодаря последнему обеспечивается соединение свечи с высоковольтным проводом или индивидуальной катушкой зажигания. Двух видов бывает такое соединение: фланцевое (SAE) и резьбовое (под размер М4). Наиболее распространенным является первое. Хотя универсальный вывод, в котором имеется стержень с резьбой, является наиболее популярным вариантом. Именно на резьбу выполняется накручивание защелкивающего контакта для фланцевого соединения.svecha-zazgiganiya

Катодом свечи зажигания выступает центральный электрод. При его изготовлении в качестве основного материала используются сталь легированных марок. Часто в качестве материала применяется сплав никеля и хрома. В пределах 0,4-2,5 мм может варьироваться диаметр электрода. Его величина во многом зависит от материала, из которого он изготовлен. Свечи зажигания, при изготовлении которых использовались два разных металла стали появляться в последнее время. В таких свечах в стальной оболочке находится медный сердечник. Быстрый запуск мотора обеспечивается благодаря быстрому нагреву этой оболочке. Уже после старта двигатель уверенно работает. Отвод тепла обеспечивает медная часть электрода.

Необходимо отметить, что в процессе работы электрической коррозии подвергаются края электродов. Периодическая зачистка свечей зажигания активно применялась ранее для удаления очагов коррозии. Сейчас же в этих изделиях используют сплавы редкоземельных металлов (платина, палладий, вольфрам и др.). Применяют именно их по причине того, что они отличаются устойчивостью к коррозионным процессам. В зависимости от использованного при изготовлении свечи металла, их называют платиновыми, вольфрамовыми. Использование при изготовлении свечей зажигания современных технологий позволяет производителям уменьшить диаметр центрального электрода. А это снижает напряжения искрообразования и обеспечивает надежность процесса воспламенения смеси.

Соединение с контактным стержнем имеет центральный электрод. Однако оно не прямое, а осуществляется через резистор. Использование последнего дает возможность для обеспечения надежной защиты для присутствующих в автомобиле электронных элементов от помех, которые могут возникать при искрообразовании. Резистор представляет собой стекломассу, которая проводит ток. Пространство между контактным стержнем и электродом заполняется именно ею.

В изоляторе размещены стержень и электроды. Сам изолятор отлит из алюминиево-оксидной керамики. Качества, которыми он обладает, позволяют ему выдерживать температуру до 1000 градусов и ток величиной до 60 000 В. Таким образом, изолятор, являясь составным элементом конструкции свечи, выступает в ней в качестве регулятора температуры. А кроме этого выполняет функцию электрической изоляции. У изолятора есть внутренняя и наружная части. В камере сгорания находится первая. Ребристой изготавливается его наружная часть. Это делается в первую очередь для того, чтобы предотвратить отбой и обеспечить более эффективную электрическую изоляцию. На наружной части присутствует наименование производителя свечи и его логотип.

Тепловой режим всей свечи зажигания регулирует внутренняя часть изолятора. Часто её называют тепловой конус. Нижнюю и верхнюю границы имеет тепловой режим. Первая – это температура начала сгорания сажи, накопившейся на тепловом конусе. Температурой самоочищения – так её часто называют. 450 градусов – столько она обычно составляет. Под верхней границей понимается критическая температура, при которой конус нагревается до такой степени, что сам воспламеняет рабочую смесь. Температуру 850 градусов принято считать в качестве верхней границы. Конечно, такое воспламенение является неконтролируемым, поэтому его называют калильным зажиганием. Вследствие детонации оно может принести большой вред мотору.

Для обеспечения регулировки теплового режима производителями меняются размеры теплового конуса свечей, предназначенных для различных типов двигателей. В результате выделяются горячие и холодные свечи зажигания. Первые имеют большой конус и малую поверхность его соприкосновения с корпусом, благодаря чему и обеспечивается быстрый нагрев и медленное охлаждение. Сниженной является теплопередача центрального электрода и изолятора. В агрегатах с низкой степенью сжатия, которые работают на низкооктановом бензине в основном и используются такие свечи. У таких силовых агрегатов температура в камере сгорания значительно меньше.

Короткий тепловой конус имеют холодные свечи зажигания. Площадь прикосновения корпуса и изолятора у таких свечей заметно больше. Благодаря этому в течение довольно продолжительного времени происходит нагрев таких свечей. Вследствие эффективного отвода тепла их остывание происходит быстрее. На агрегаты с высокой компрессией и степенью сжатия, которые используют топливо с высоким октановым числом, в основном и устанавливаются такие свечи. Значительно более высокой является температура в камерах сгорания таких моторов.

Никелевый сплав используется при изготовлении корпуса свечи зажигания. В себя корпус вмещает все составляющие элементы. Кроме того, он используется для закручивания в головку блока свечи зажигания. Такая возможность обеспечивается благодаря наличию холоднокатаной резьбы на корпусе свечи. С изолятором корпус свечи контактирует своей внутренней частью. Отвод тепловой энергии от электродов и изолятора – это еще одна функция, которую выполняет корпус свечи. Кроме того, им обеспечивается проводимость электричества к боковому электроду от «массы».

Уплотнение необходимо при закручивании свечи зажигания в головку блока. Это позволит предотвратить проникновение горячих газов из камеры сгорания. В качестве уплотнения используется несъемная шайба или конусное седло. Гофрированной или полой может быть первая. Её раздавливание происходит при закручивании свечи, что и приводит к уплотнению пространства между последней и головкой блока. Шестигранник для закручивания также содержит корпус свечи с наружной части. Выполнять закручивание шестигранника следует с определенным усилием, которое регламентировано изготовителем детали. Риск разрушения изолятора появится, если оно будет выше. Нарушение герметичности камеры сгорания происходит при низком усилии. Это приводит ко всем характерным для этого последствиям.

Боковой электрод приваривается к нижней части корпуса свечи зажигания контактной сваркой. Его изготавливают из легированной стали, к которой добавлены марганец и никель. Чтобы увеличить срок службы электродов, из редкоземельных сплавов изготавливают боковые электроды некоторых свечей. Для повышения ресурса свечей производителями были разработаны несколько конструкций боковых электродов свечей. Довольно часто используется несколько электродов. Обычно их количество варьируется от двух до четырех. Только один электрод задействуется в такой конструкции в конкретный момент времени. Самостоятельный переход искры на соседний электрод начинает происходить по мере возрастания степени его износа. Электрод с V-образным вырезом на концовой его части делают некоторые его производители. Другие же изготавливают его в форме конуса.

О плазменно-форкамерных свечах стоит сказать отдельно. Сам корпус свечи зажигания выступает у них качестве бокового электрода. Это приводит к образованию кольцевого искрового зазора, в котором по кругу перемещается искра. На сопло Лаваля похожа форма бокового электрода. Благодаря этому раскаленный поток газов вытекает из полости свечи. Это обеспечивает возможность для эффективного воспламенения смеси. При этом происходит более полное сгорание бензина. У силового агрегата возрастает экологичность и мощность. Плюс ко всему такие свечи самоочищаются, что обеспечивает им больший ресурс. Правда, нужно сказать, что в настоящий момент под большим сомнением находится эффективность плазменно-форкамерных свечей.

Определенный зазор должен обеспечиваться между боковым и центральным электродами. Искровой промежуток – именно так довольно часто называют этот зазор. Оптимальное значение должна иметь его величина для каждой свечи зажигания. Форма и размер центрального электрода – это основные факторы, с учетом которым и определяется величина зазора. Кроме них учитываются плотность рабочей смеси, конструкция бокового электрода.

Увеличение искры происходит с увеличением зазора. А это влияет на качество воспламенения смеси, которое заметно повышается. Однако если искровой промежуток достаточно большой, то для появления искры требуется большое пробивное напряжение. Результатом может стать возникновение пропусков искры, увеличение расхода горючего, а также появление токсичного выхлопа. Кроме того, по более легкому пути может пойти искра и пробить изолятор свечи, высоковольтный провод. К уменьшению искры приводит слишком малый зазор. Как следствие - снижается эффективность воспламенения. Подгибанием бокового электрода регулируют величину зазора между электродами. Однако делать этого самостоятельно не следует. Данная работа очень тонкая. Для её проведения необходим навык.

Далее мы выделим основные характеристики свечей зажигания. У большинства изделий диаметр резьбы равняется 14 мм. Больше или меньше он может быть у свечей, которые используются на старых моделях или применяются на мотоциклах и бензопилах. На короткие, средние и длинные свечи зажигания делятся в зависимости от длины. 12 мм – столько составляет длина у первых. У вторых она равняется 19 мм, а у последних – 25 м. В свечах старых советских моделей используется короткая резьба. Свечами с резьбой средней длины оборудуются все современные автомобили. На двигателях, которые были форсированы, используется длинная резьба. Размер головки ключа – это еще одна характеристика свечей. 16 мм – именно таким бывает этот размер. 18 или 21 мм применяются заметно реже. В пределах 0,5-2,0 мм должен находиться вышеупомянутый зазор между электродами. Калильное число – это еще одна важная характеристика свечей. Оно отображает тепловую характеристику, которую они имеют. Под калильным числом подразумевается величина, по достижению которого возникает калильное зажигание. Разной является шкала калильных чисел у разных изготовителей.

Стоит помнить о том, что в коде должны обозначаться все характеристики свечей. Он указывается на упаковке. Иногда производитель наносит его на корпус свечи. Разными они являются у каждого производителя, поэтому единых обозначений нет.

В заключение отметим, что от 30000 до 100000 км может варьироваться ресурс свечей зажигания. NGK, Champion, Bosch и Denso – это наиболее известные производители изделий.